Руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко прокомментировал возможность введения военного положения Президентом Порошенко.
Я не вижу прямой связи между предложениями Александра Турчинова и введением военного положения в Украине, я вижу за этим несколько иную ситуацию. Это попытки украинского руководства, в том числе и Совета национальной безопасности ответить на очень волнующий украинское общество вопрос о том, идет все-таки война или не идет. Это поиски паллиатива между тем, что на самом деле военные действия не прекращаются не на час, а де юре страны находятся в нормальных отношениях.
Поэтому я бы не связывал это. Речь идет, насколько я видел в предложениях Турчинова, и они, наверное, правильные, о том, что происходящее на востоке Украины давно переросло, а может и с самого начала было больше, чем просто антитеррористическая операция. Кстати, это и позиция РФ, о том, что там идет внутренняя гражданская война.
Второй вопрос в том, что если это не антитеррористическая операция, то президент или руководство страны должны иметь какие-то адекватные ситуации средства. На мой взгляд, предложения Турчинова заключаются именно в этом, в сомнительности самого понятия «антитеррористической операции», и в изменении режима. Это не обязательно объявление войны. Турчинов говорит о том, что нужно предоставить президенту право использовать вооруженные силы Украины не только по решению парламента, но и в зависимости от ситуации. Я не вижу в этом попытку спровоцировать военное положение.
Для военного положения необходимо решение парламента, так же, как антитеррористическая операция объявлялась парламентом Украины. Если я правильно понял, Турчинов говорит, что нужно дать президенту право реагировать на текущую оперативную ситуацию, в том числе и в области применения вооруженных сил. Это конституционный вопрос для Украины, но это все следствие неопределенности ситуации.
Война фактически идет в течение нескольких лет, а юридически это никак не определено и до сих пор пребывает в состоянии антитеррористической операции. Это поиски выхода из тупиковой ситуации. Хотя я, честно говоря, очень сомневаюсь, что можно таким путем найти выход.
К Минским соглашениям это не имеет никакого отношения. В данном случае речь идет о чисто внутренней украинской проблеме: имеет ли право президент использовать вооруженные силы для защиты территориальной целостности страны.